Ребенок не хочет учиться. Каждый поход в школу сопровождается недовольством, а порой и слезами, а выполнение домашнего задания напоминает пытки. Наверное, каждый родитель школьника в определенный период сталкивался с такой проблемой. К сожалению, в подобной ситуации родители часто приходят в ступор. Они не знают, как мотивировать школьника и используют для этого неправильные методы, такие как подавление воли ребенка, шантаж, запугивание и другие. Такой подход может навредить психике ребенка и навсегда отбить желание развиваться и достигать поставленных целей.
Как выработать у ребенка мотивацию к учебе и развитию? Для этого существуют особые правила.
Причины, по которым у ребенка пропадает желанием учиться:
1. Увлечение хобби, Проявление интереса только к одному занятию;
2. Конфликты со сверстниками, зависть более успешным детям;
3. Равнодушие родителей к проблемам ребенка, отсутствие помощи в учебе;
4. Гиперопека. Родители часто даже не стараются развить у ребенка инициативность, не доверяют ему и стараются все за него сделать.
Правила мотивации ребенка.
Итак, во-первых, следует помнить, что человек в детстве очень любознательный. Это необходимо всячески поощрять. Ни в коем случае нельзя «отмахиваться» от вопросов ребенка. Наоборот, стоит очень внимательно его выслушать и ответить. Это сформирует понимание важности процесса познания.
То же самое касается и увлечений. Если дитя любит химию или астрономию, то энциклопедия по этим наукам станет для него отличным подарком. Если же он, наоборот, тянется к искусству, можно посещать выставки, концерты и обязательно делиться впечатлениями от мероприятия.
Во-вторых, нельзя недооценивать огромную роль примера в воспитании личности. Следует показать ребенку, что и родители стараются развиваться, интересуются различными сферами жизни. Труд, образование, развитие должны поощряться у всех членов семьи. Также, отлично помогут биографические книги или фильмы о жизни знаменитых людей в тех областях, которыми увлечен ребенок. При обсуждении этих книг или фильмов стоит поинтересоваться, что особенно впечатлило в биографии, хотел бы ребенок добиться такого же успеха и как родители могут ему в этом помочь?
В-третьих, необходимо постоянно интересоваться той обстановкой, которая складывается в школе, в классе, где учится ребенок. Достаточно ли компетентны учителя? Умеют ли они мотивировать детей на получение знаний? Не воздействуют ли они плохо на учеников, подавляя их инициативы? Какая атмосфера в классе? Дружны ли ребята или разделены на мини — группы? Ответы на эти вопросы поможет найти общение с учителем и посещение родительских собраний. Также, важно спрашивать ребенка о том, как происходит процесс обучения.
Следующим важным правилом является то, что окружение ребенка оказывает значительное влияние на его личность. Клубы по интересам, секции, различные кружки и общение с единомышленниками в них обязательно поможет формировать активность, целеустремленность и уверенность ребенка в своих силах.
Еще одно очень важное правило – никогда не сравнивать своего ребенка с другими, и всегда быть на его стороне. Не стоит излишне винить его в плохих оценках, лучше поинтересоваться, что помешало ему добиться лучшего результата. Хорошие результаты обязательно нужно поощрять. В данной ситуации главное — найти баланс между одобрением и контролем.
Следующее правило касается многих современных родителей. Ни в коем случае нельзя перегружать ребенка множеством занятий, домашних заданий, секции и т.п. Дитя должно отдыхать и учиться самостоятельно организовывать свободное время.
Важно! Не всегда талантливый, умный ребенок имеет отличные оценки. Не стоит делать вывод только по успеваемости в школе.
Следует объяснить ребенку, что не всегда все дается с первого раза, необходимо трудиться и идти вперед несмотря на неудачи. В этом и заключается целеустремленность.
Важное правило – проработка целей. Ребенок с помощью родителей должен поставить себе одну глобальную цель и много маленьких, повседневных целей, которые приведут его к достижению глобального результата. Бывают ситуации, когда ребенок не может связать свою цель со своей жизнью. Он задает вопросы: зачем мне учить литературу, ведь я хочу стать физиком? В таких случаях нужно объяснить, что человек не может интересоваться исключительно одной областью знаний. Все науки в какой-то мере полезны и применимы в жизни. Можно привести примеры известных людей, которые совмещают в себе, например, технические и творческие профессии или увлечения.
Итак, мотивация ученика – это ежедневный труд родителей и, в первую очередь, их работа над собой. Следует всегда держать руку на пульсе и вовремя реагировать на все события в жизни ребенка правильно. И тогда можно вырастить умного целеустремленного и успешного человека.