Мир стоит на месте. Не весь конечно, но в основном. Есть лишь единицы, которые пытаются что-то менять. Создают идеи, пытаются что-то делать по другому. Но основная масса застряла. Причина – деньги. Всем нужны деньги, и ни кто не хочет что-то менять. Ну не все конечно, я говорю о большинстве.
Год назад.
Примерно год назад я принял решение заниматься интернет-коммерцией. Причин тому было много. Но одни из первых причин, это то что в Украине нет нормальных интернет-магазинов. Почему нет? Да потому что все крутиться в Киеве и проблема номер один это доставка. Все интернет-магазины, почти все, напоминают стометровку на каком ни будь рынке, где стоит куча палаток, у кого-то плюс в цене, у кого-то в улыбке. А понимания того что это интернет-магазин мало у кого есть. К тому же большинство интернет-магазинов на отрез отказываются принимать во внимание современные тенденции и технологии.
Год я работал с некоторыми магазинами, подсказывая то ту то иную мелочь. Я не претендую на звание гуру маркетинга и я не являюсь прожженным бизнесменом, с килотоннами денег в кармане. Поэтому подход у меня был есть и будет пока достаточно простой. Я предлагаю свои услуги, достаточно не дорого, и не гарантирую сумасшедший прирост прибыли. Но и в то же время я не смотрю на интернет-магазин как бизнесмен. Я смотрю как потребитель. Как итог, клиентов конечно не густо, но есть. Но я столкнулся с некоторыми проблемами и понимаю что развития, движения нет, по одной простой причине: что то может быть не выгодным.
Мы, люди, организм большого экономического существа по имени «Рынок».
Да друзья мои. Мы все это организм, экосистема. И все в этом мире делается для того что бы продавать. Но это лирическое отступление. А суть в другом. Обратите внимание на то что происходит в мире софта, и интернет-сервисов? Не правда ли: заметно растет одна интересная позиция – юзерфрендли :) Все сервисы кричат: посмотри на меня я очень удобный, я тебе понравлюсь! В оффлайне в принципе так же, многие пытаются выиграть на лояльности к клиенту. Но интернет-магазины это совершенно другой фрукт.
Ну вот хорошо. Мы покупатели. Мы живем для того что бы поддерживать рынок. Но почему вы не сделаете нам нормальных условий? Почему заходя на сайт того или иного магазина, мы обязательно звоним их менеджеру что бы в чем-то убедится? Почему некоторые интернет-магазины страдают не точностями, к примеру не соответствие товара картинке, или отсутствие товара на складе? Или к примеру, написано что можно оплатить VISA а на самом деле нельзя. На самом деле все просто :) Не выгодно.
У покупателей и продавцов разные интересы.
Если смотреть на интернет-магазин с точки зрения владельца бизнеса, это одна картина, смотреть на интернет-магазин с точки зрения потребителя, совершенно другая. У продавца цель – продать. Иногда цель – продать «то» больше «вот этого» а не «вот того». У потребителя цель – удобно купить: оплата, доставка. Причем лично мне нравится оплата визой плюс доставка до двери, или доставка до двери и оплата на месте. А вот интернет-магазинам это не всем нравится.
Но тут можно говорить часами. Писать тысячи комментариев. И при этом у каждого продавца будет все равно свой взгляд на это а у пользователя свой. Что можно отметить как важные вещи?
Не удивляйтесь что так мало. На самом деле так и есть. Это самое основное что есть. Потому что если рассматривать все с точки зрения что важно для продавца можно еще разложить на множество подпунктов, продать во время, продать не топ товары, продать по хорошей цене, или продать массово и выиграть на массовой закупке у дистрибьюторов. Но это все второстепенные моменты. Основа есть была и будет проста и она изложена выше. Остальное, не важно. Именно эта позиция движет продавцами – Не важно! И что же делать с этим вот всем? Как выигрывать конкуренцию? Чем заманивать пользователей?
Люди звонят в интернет-магазины потому что не верят.
Давайте сравним офлайн и онлайн продавцов. Мы приходим в магазин и что мы видим? В помещение безусловно присутствуют несколько неотъемлемых частей: продавец, полки с товаром. Мы ходим и смотрим. мы видим, щупаем. А что мы видим в интернет-магазине? Мы видим товар. Но в отличии от офлайн магазина, мы лишены возможности опробовать тактильные ощущения, и нет продавца. И по большей части люди звонят узнать две вещи, есть на данный момент на складе, и насчет доставки. Сразу же назревает вопрос: почему так? Не ужели трудно сделать так что бы товар которого нет на складе не отображался? или был как-то помечен? Трудно да? Нет не трудно.
Почему так
Есть несколько причин. Одна из них, самая распространенная кстати, это Поисковые Системы. Работая в первом интернет-магазине, после того как продал свой первый, я поднял этот вопрос: зачем на сайте висит товар которого у нас нет? Ответ был прост: потому что Гугл может найти нас по этому товару. Жесть конечно но это суровая реальность. Вторая причина глупая. Многие интернет-магазины только добавляют товар и не удаляют потому что лень. Некоторые делают это сознательно для того что бы человек позвонил, и уже попал на опытного менеджера который увеличивал шансы магазина на продажу. Так же одна из распространенных причин – техническая. А вот мой движок для сайта этого делать не умеет. И все тут, а дополнительные расходы это не выгодно.
Но все это создает информационный шум. И не маленький. Что естественно мешает пользователю. Но этот шум можно использовать в тех же СЕО целях, например как в той же розетке. Выделите название отсутствующего товара серым, блеклым цветом. Это уже даст пользователю сигнал того что тут что то не так. Опять же это дополнительные расходы, это нужно же программировать? нужно же делать другой дизайн.
Что можно сделать и как?
Да. Это проблема. Дело в том что стоящих интернет-магазинов мало. И в этом виноваты многие. Дизайнеры, веб-студии, разработчики софта для интернет-коммерции. Но в первую очередь виноваты сами интернет-магазины, точнее их владельцы, менеджеры. Которые проектировали модель интернет-магазина. Я считаю что к этому вопросу нужно подходить более серьезно. Не используя лишь стандартные решения. Потому что действительно на сегодняшний день, нет проблемы найти информацию о любом продукте, а значит рано или поздно описание товара, именно дотошное скоро уйдет на покой. Хотя и сейчас, уверен многие со мной согласятся. Оно не так важно для покупателя, в основной массе людей интересует цена и доставка. Два самых важных критерия.
То собственно что можно с этим делать? Рано или поздно все поймут что конкуренцию придется выигрывать за счет других особенностей а не за счет того что на сайте 3000 наименований и есть полнейшее описание. А за счет чего? Вы знаете это вопрос риторический. Одно скажу: не рисуйте дизайн и не проектируйте программную часть вашего интернет-магазина. Проектируйте и рисуйте дизайн/модель вашего бизнеса! Я не раз видел как люди предпочитали более высокие цены, только за счет того что у магазина было особое отношение к клиентам! Но об этом позже.
Познавательно, но не убедительно. Чего-то не хватает, а чего не пойму. Но, скажу прямо: – светлые и доброжелательные мысли.